Среда, 18.10.2017, 01:35
Приветствую Вас Гость | RSS

КГБПОУ "Южный аграрный техникум"

Меню сайта
Полезные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Краевое государственное бюджетное образовательное

учреждение «Южный аграрный техникум»

 

 

 

 

 

  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

КГБПОУ «Южный аграрный техникум"

с. Краснотуранск                                                                                                                                                                  2016 год

 

ОБОСНОВАНИЕ

Социальные  кризисные  процессы, происходящие  в  современном  обществе, отрицательно  влияют  на психологию  людей, порождая  тревожность  и напряжённость, озлобленность, жестокость  и  насилие. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди   лиц  различных  социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам, т.к.    необходимо учитывать свойственное  им   стремление  высвободиться  из-под опеки и контроля родных, педагогов и других воспитателей.  Нередко это стремление приводит  и  к  отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.  

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось  демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение  конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.        

В связи с этим  и  была разработана «Программа профилактики агрессивного поведения учащихся».  

 Эффективное внедрение коррекционно-развивающей программы по профилактике агрессивного поведения учащихся должно привести к снижению агрессивности учащихся и  способствовать приобретению социальных  навыков успешной  социальной  адаптации:

- должны быть снижены показатели: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость;

- повышены показатели: общительность, недостаточная саморегуляция.

 

Целью коррекционно-развивающей работы с агрессивными учащимися  является снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптив­ного поведения, поиск альтернативных (социально приемлемых) спосо­бов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими, определения своего места в этом мире.

Задачи:

1) создать условия для осознания учащимися своего поведения;

2) способствовать формированию адекватной самооценки у подрастающего поколения;

3) научить молодежь понимать переживания, состояния и интересы других людей;

4) выработать у учащихся умений грамотно проявлять свои эмо­ции и сдерживать агрессивные реакции;

5) сформировать навыки конструктивного общения, способствующего предотвращению конфликтного взаимодействия;

6) создать условия для формирования  позитивной моральной позиции,  жизненных перспектив и умений планирования будущего.

           Основные направления программы:

         1. социализация агрессивности, т.е. процесс научения контролю собственных агрессивных реакций или выражению их в формах, приемлемых в определенном обществе. Здесь необходимо обучать учащуюся молодежь различать такие состоя­ния, как раздражение, фрустрация, гнев, для того, чтобы они могли своевременно предупреждать всплеск неконтролируемых бурных эмоций. Так, например, чтобы научиться эффективно справляться со своим гневом, не­обходимо изучить собственные реакции на гнев. Это поможет по­нять особенности своего поведения в различных ситуациях и поста­раться его контролировать. Обучая учащихся социально приемле­мым способам выражения гнева, нужно сделать акцент и на том, что гнев — это абсолютно нормальная человеческая эмоция. Человек не может не злиться, но гнев не должен причинять вреда окружающим людям;

         2.  обучение навыкам саморегуляции. Обучение навыкам саморегуляции — очень важный момент в работе с агрессивной молодежью. Зачастую данной категории учащихся свойственны мышечные зажимы, неумение владеть своим телом, своим эмоцио­нальным состоянием. Поэтому очень важно, чтобы агрессивный учащийся научился помо­гать самому себе, что поможет ему  в дальнейшей взрослой жизни, сделает его более адаптивным к окружающей его действительности;

3.  формирование способности к эмпатии. Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчи­вость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает раз­витие гуманистических ценностей личности, без которых невозмож­на ее полная самореализация. Основная идея гуманизма заключа­ется в том, что человек — это высшая ценность. По мере того как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она ста­новится более чувствительной и способной принять уникальность других. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост молодежи и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединяться с миром людей и не ощущать своего одиноче­ства. Неразвитость эмпатии зачастую является причиной агрессивного поведения: неспособность почувствовать чу­жую боль, поставить себя на место другого человека, душевная чер­ствость приводит к грубому, а порой жестокому обращению с окру­жающими. Поэтому очень важно учить молодежь понимать, чувствовать других, хотя изначально здесь очень важна роль семьи — она должна быть примером доброжелательного понимающего отношения к людям;

         4. развитие коммуникативных умений. Агрессивные учащиеся иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают дру­гих способов выражать свои чувства. Поэтому молодежь необходимо у­чить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

Занятия проводятся по четырем направлениям:

1) отбор агрессивно настроенных учащихся из привычного окружения и помещение их в корригирую­щую группу;

2) участие в тренинговой группе с целью познания самого себя, умения видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению, первого проникновения в причины и суть поведения других людей через изучение наиболее значимых черт характера, умения взглянуть на человека как бы со стороны;

3) включение в тренинг разнообразных психологических упражнений и игр, способствующих обучению учащихся навыкам конструктивного взаимодействия, созданию моделей желаемого поведения с опорой на определение черт характера, которые помогут заложить у подрастающего поколения навыки ориентации в жизненных ситуациях, создадут условия для  более адаптивного поведения;

4) использование релаксационных техник и техник визуализаций, позволяющих  управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиться на высказываниях собеседника или сверстников.

Форма работы: групповая.

Периодичность встреч и продолжительность занятий: занятия по коррекционно-развивающей программе проводятся 2 раза в месяц, продолжительность занятия – 2 академических часа.  

Применяемые методы и технологии коррекционно-развивающей работы.

Программа представлена в форме тренинговых занятий с использованием следующих методов и технологий: арттерапии, подвижных и ролевых игр, словесных ассоциаций и рефлексивных регуляций; методов убеждения, самопостановки вопросов и ответов на них, внушения, анализа ситуаций; методов проецирования и прогнозирования; релаксационных техник и других.

Особенность проведения коррекционно-развивающих занятий. Программа состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учетом уровня развития учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на индивидуализацию процесса обучения, оказания психологической помощи учащимся с агрессивным поведением. Занятие включает в себя комплекс игр и упражнений, направленных на коррекцию агрессивного поведения, личностное и профессиональное становление учащихся, их успешную адаптацию в социуме.

Подведение итогов работы группы. В конце каждого занятия подводятся общие итоги всех этапов социально-психологического тренинга. Началу дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами, список вопросов составляется группой. Примерный список вопросов:

• В чем для меня выражаются затруднения самопознания, самовосприятия?

• Какие слова или словосочетания я говорю себе при этом?

• Что я при этом испытываю?

• Что препятствует мне самореализоваться?

Предлагается избегать повторений и чрезмерно обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов, речевых штампов, стереотипных высказываний. При ответах возможны встречные проясняющие вопросы:

• Что именно ты имеешь в виду?

• Какие проявления ты подразумеваешь? По окончании дискуссии целесообразно провести творческую заключи­тельную комплексную письменную (или устную) аналитическую работу (10-15 минут), с ответами на две группы вопросов:

1) что мне удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга;

2) что понравилось (не понравилось) в ходе тренинга при взаимной (с педагогом-психологом) рефлексии полученных ответов.

    Ожидаемые результаты. Практическая значимость. В ходе реализации коррекционно-развивающей программы предполагается снижение уровня агрессивности до приемлемого, гармонизация и оптимизация эмоционального состояния и системы самоотношения у участников социально-психологического тренинга, овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим собой, достижение внутренней согласованности, стабилизация позитивной самооценки, повышение уверенности участников в себе и таким путем получение возможности добиться более адекватной социализации.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя четыре блока:

  1. Диагностический.
  2. Установочный.
  3. Коррекционно-развивающий
  4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

 

Диагностический блок

 

Его цель — углубленная диагностика особенностей развития личности, выявление особенностей агрессивного поведения учащегося; формирование общей программы коррекционно-развивающей деятельности.

 

Диагностический материал:

- диагностика  акцентуаций  характера (Шмишек)

- склонность к отклоняющемуся поведению (СОП);

- методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки;

- многофакторный личностный опросник (FPI);

- методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела;

- методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»;

- методика диагностики темперамента Стреляу Я.;

- методика диагностики самооценки Спилбергера-Ханина;

- методика изучения самооценки личности;

- и др.                                                           

     Во время обследования педагог-психолог фиксирует в протоколе:

- предлагаемые данные и уровень их выполнения;

- оказанную помощь;

- контактность;

- уровень активности при ответах на вопросы и выполнении заданий;

- отношение к выполняемому заданию.

 

Установочный блок (4 часа)

 

Его цель - побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности учащегося в себе, формирование желания сотрудничать с педагогом-психологом по изменению себя и своего поведения, получение допол­нительной информации о личностных особенностях участников тренинга, особен­ностях их взаимоотношений.

Задачи:

- обсуждение и принятие правил групповой работы в тренинге;

- знакомство группы;

- создание доброжелательной атмосферы.

На этом этапе акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение равенства и пересечение привилегий. Здесь существуют определенные признаки. Во-первых, водящие чувствуют направлен­ную на них агрессию; во-вторых, возникают спонтанные позитивные контакты между членами группы; в-третьих, появляется серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия. К данному этапу относятся занятия 1 и 2 (1-я и 2-я встречи).

 

Занятие 1. Знакомство (2 часа).

Цель: знакомство участников группы друг с другом и педагогом-психологом, установление правил поведения в группе; снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

1. Представление участников занятий друг другу: упражнение 1.  «Приветствие».

2. Определение правил работы группы: упражнение 2. «Договор».

3. Разминка: упражнение 3.  «Шаг вперед все, кто...» - на знакомство и синхронизацию.

4. Основная часть: упражнения, направленные на снятие эмо­ционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников – упражнения 4 – 5: «Эффективное взаимодействие», «Мое личное место».

  1. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.

 

Занятие 2. Знакомство (2 часа).

Цель: продолжение знакомства и синхронизация группы; уста­новление контактов между участниками; снятие эмоционального и телесного напряжения; развитие навыков совместной работы в тренинге.

1.  Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.

2. Разминка. Упражнение 1. «Снежный ком».

3. Упражнения 2 – 4 - на знакомство, снятие напряжения, до­верие:  «Карусель», «Семейное фото»,  «Несуществующее животное».

4. Заключительная часть: упражнение 5.  «Волшебные шарики» - на снятие эмоционального напряжения, расслабление.

5. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.

 

Коррекционно-развивающий блок (20 часов)

 

Его цель — гармонизация и оптимизация развития личности   учащегося,   снижение уровня агрессивности в поведении учащихся путем перехода   от   отрицательной   фазы   развития   к положительной, овладения способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Задачи:

  • актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, формирование адекватного способа поведения в конфликтных си­туациях;  
  • коррекция агрессивного поведения и формирование навыков конструктивного взаимодействия;
  • коррекция отклоняющегося поведения;

развитие навыков саморефлексии, развитие способности к осознанию       чувств и переживаний;

  • раскрытие потенциальных возможностей личности и развитие ее креативности;
  • формирование у учащихся активной жизненной позиции;
  • создание условий для стремлений учащегося к личностному росту и профессиональному становлению.

 

Занятие 3. Агрессия: что это? (2 часа).

Цель: создание условий для гармоничного взаимодействия участников друг с другом; снятие социальной дистанции, выявление лидера (формального и неформального), повышение самооценки и работоспособности группы, осознание неконструктивных способов выражения агрессии, снятие агрессивности в группе, стимулирование групповой динамики, обучение способам расслабления.

1. Разминка. Упражнение 1. «Приветствие».

         2. Упражнения 2 – 4 на синхронизацию, доверие и взаимо­действие: «Путанка», «Спичка», «Слепой и поводырь».

       3. Основная часть: упражнения 5-6 на снятие социальной дистанции, выявление лидера (формального/неформального), осознание своей агрессивно­сти и неконструктивности поведения (психодраматическая рекон­струкция недавних реальных конфликтов): «Полицейский и заключенный», «Рецепт: как сделать ребенка агрессивным».

         4. Обучение технике мышечной релаксации с использованием глубокого дыхания, визуализации образов: упражнения 7 – 8. «Мышечная релаксация с использованием глубокого дыхания и визуальных образов», «Расслабление в позе морской звезды».

         5. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.

 

Занятие 4. Мое отношение к агрессивному поведению(2 часа).

Цель: осознание участниками агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему; обучение методам релаксации.

         1. Разминка: упражнения 1 – 3 на доверие, взаимодействие и движение: «Приветствие», «Дом», «Кто здесь будет жить?»

         2. Основная часть: ролевая игра с целью выявления агрессивно­го поведения.

         3. Обсуждение рассказа «Два брата» .

         4. Обучение методам релаксации: «Дыхательная релаксация и визуализацию».

         5. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.

 

Занятие 5. Мои негативные и позитивные качества (2 часа).

Цель: проигрывание внутриличностных конфликтов, обучение позитивной оценке и принятию собствен­ных негативных качеств, повышение активности и самооценки учащихся, принятие ими своих негативных качеств.

1.  Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.

         2. Разминка: упражнения 1 – 2 на доверие, взаимодействие и движение: «Приветствие», «Выражение доверия».

         3. Основная часть: разыгрывание конфликтных ситуаций с об­суждением агрессивных проявлений участников – упражнения 3 – 4:  «Толкалки», «Мои личные качества».

         4. Релаксационное упражнение 5. «Переменное дыхание».

         5. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.

                                                 

Занятие 6. Мотивы моего агрессивного поведения (2 часа).

Цели: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию.

1. Разминка: упражнение 1.  «Приветствие» - на доверие, взаимодействие и движение.

2. Основная часть: упражнение 2. «Почему я злюсь» - на выявление агрессивно­го поведения.

3. Изучение своих проблем с помощью цветодиагностики.

4. Заключительная часть: упражнение 3. «Фигура» - на освобождение от агрессии.

5. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.

 

Занятие 7. Мои и чужие мотивы агрессивного поведения (2 часа).

Цель: ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, изучение мотивов своего агрессивного поведения; изуче­ние мотивов агрессивного поведения других людей, отреагирование негативного опыта.

1. Разминка: упражнения 1 – 2 на доверие, взаимодействие и движение: «Приветствие», «Связь».

2. Основная часть: изучение и осознание агрессивного поведения своего и других участников, групповая дискуссия с анализом поведения людей в различных конфликтных ситуациях - упражнения 3 – 5: «Памятник чувству», «Шла Саша по шоссе»,  «Мир глазами агрессивного ребенка»; ролевая игра 6.

3. Дыхательное релаксационное упражнение 7 и «Переменно-ноздревое дыхание».

4. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.

 

Занятие 8. Гнев и агрессия (2 часа).

     Цель: осознание накопившихся отрицательных эмоций; наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру и обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии, актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, формирование адекватного способа поведения в конфликтных си­туациях.

1. Разминка: упражнения 1 - 2 на движение, взаимодействие: «Где мне сесть?», «Метафора».

2. Основная часть: ролевая игра 3 с про­воцированием гнева и агрессии, упражнения да отреагирование эмоций, фор­мирование эмпатических реакций у учащейся молодежи; упражнение 4. «Обзывалки».

3. Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта; упражнения 5-7: «Визуализация образов», «Хочу сказать приятное другому человеку», «Спасибо»;  игра на снятие агрессии.

4. Релаксационные упражнения 8 – 9:   «Сдвинь камень»,    «Апельсин».

5. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.   

 

Занятие 9. Гнев и агрессивность (2 часа).

Цель: отработка конструктивных форм поведения, выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций, дальнейшее обучение методам саморегуляции.

1. Разминка: упражнение 1.  «Давайте поздороваемся» - на взаимодействие и реак­цию.

2. Основная часть: упражнения 2 - 5, направленные на обучение подрастающего поколения приемлемым способам выражения гнева и на отреагирование негативной ситуации в целом; упражнения на развитие у молодежи позитивной самооценки, реконструкцию позитивного «Я-образа»: «Пластическое изображение гнева», «Письма гнева», «Злость», «Детские воспоминания».

3. Обучение новым упражнениям релаксации и проверка усвое­ния прежних.

4. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.   

 

Занятие 10. Через тернии к звездам (2 часа).

Цель. Построение будущего через планирование и фантазирова­ние, интеграция его с настоящим.

1. Разминка: упражнение 1. «Обзывалки» - на движение, взаимодействие и реак­цию.

2.Основная часть: упражнения 2- 3, направленные на построение учащимися своего будущего, на интеграцию с настоящим, на развитие у молодежи позитивной самооценки, реконструкцию позитивного «Я-образа»: «Прошлое, настоящее и будущее», «Горячий стул».

3. Обучение новым методикам релаксации и проверка усвое­ния прежних - упражнение 4. «Визуализация образов».

4. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.   

 

Занятие 11. Эмпатия и конструктивные способы поведения (2 часа).

Цель: обобщение сформированных на прежних занятиях спосо­бов коммуникации, перенос нового конструктивного опыта в реальную жизнь, закрепление конструктивных способов поведения.

1. Разминка: упражнения на взаимодействие, осознавание соб­ственного эмоционального мира, а также чувств других людей: ролевые игры 1 – 2.

2. Основная часть

Вход на сайт
WSR
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Универсиада 2019
ГОСУСЛУГИ
Поиск

Южный аграрный техникум
Создать бесплатный сайт с uCoz